Выключка по левому краю

Блог

Основные виды выключки и ошибках, которые чаще всего допускают.

Выключка по левому краюГлавная проблема флагового набора — эстетичный правый край. Важно найти баланс, при котором край не казался бы ни слишком ровным, ни слишком рваным. Английские тексты можно верстать без переносов (потому что английские слова короче), русские лучше переносить. Самые частые ошибки:Ровный правый край как в первом абзаце на примере тоже неверный вариант, потому что в этом случае флаговый набор становится похож на набор по формату.

Andrey_Popov / Shutterstock. com

Выключка по центруЗдесь важнее всего общая форма блока. Центрируют обычно небольшие отрывки текста: заголовки, выноски, цитаты, — поэтому важно, какую форму примут строчки, как они будут смотреться вместе. Те же подводные камни, что и при левом флаге, только следить нужно уже за обоими краями.

Выключка по форматуОсновная задача — однородный, ровный тон текста, так называемое «серебро набора». Достигается оно за счет одинаковых пробелов между буквами и словами. Самый сложный вид выключки, требующий определенной сноровки и опыта. (О том, как настроить панели Justification и Hyphenation в Индизайне для верстки по формату, смотрите по указанной ссылке

Надеюсь этой записью открыть серию статей, посвящённых типографике в целом и веб-типографике в частности.

Логически следующая статья будет посвящена использованию разнообразных пробелов и разделительных интервалов (такой заказ был в комментариях к статье о тире и дефисах пользователя besisland).

Итак, тезис статьи: «до тех пор, пока браузеры не имеют возможности динамически расставлять переносы в словах, вебмастеры должны забыть выключку по ширине как страшный сон».

Это значит, что нужно забыть CSS-конструкцию «text-align: justify;» и, если вы этого до сих пор не сделали, то выжечь калёным железом все воспоминания об «align=»justify»».

Ширина пробелов и правый край

Как показывает практика, неравномерность ширины межсловных пробелов в тексте отрицательно влияет на удобочитаемость уже в пределах одного абзаца (я подчёркиваю, именно «межсловных»).

Ровный правый край блока текста улучшает удобочитаемость на объёмах от половины стандартной страницы (при средней ширине строки), и только в случае однородности пробелов.

Таким образом, равномерность ширины пробелов на обычно коротких текстах в Интернете является гораздо более важной, чем выравнивание правого края.

На протяжении исторического развития публикации книг (от рукописей до компьютерных текстовых процессоров) внешний вид полосы текста зависел от двух параметров:

  • подвижность литер, то есть, наличие обратной связи: можно ли исправлять уже написанный/набранный текст;
  • возможность переноса части слова на новую строку, в ручном режиме либо автоматически.

В случае, если хотя бы одна из этих возможностей отсутствует, то одновременно невозможно удовлетворить требованию равномерности ширины пробелов и выравнивания правого края.

Рукописи и ксилография

Подвижности литер нет (что написал, заново переписывать только с чистого листа, либо вырезать на новой деревяшке), возможность переноса — в «ручном» режиме.

При наличии равномерных пробелов (а для старых рукописей — при полном их отсутствии) обычно виден рваный правый край (хотя, кое-где он — почти ровный, в зависимости от почерка писца).

  • Письмо из архива Диоскурида, военачальника Гераклеополиса, II в. до н.э.
  • Папирус из Оксиринха, около II—I вв. до н.э.
  • Синайский кодекс, IV в.
  • Житие св. Кентигерна, XII в.

Типографская печать (ручной набор, монотипы, линотипы)

Есть и подвижность литер (поподробнее о разгонке мы поговорим в будущей статье о пробелах), и возможность переноса в «ручном» режиме.

Одновременная равномерность пробелов и правого края стала достижима с самого начала книгопечатания, чем значительно улучшила читаемость книг.

  • Библия издания Гутенберга, XV в.
  • «Апостол» издания Ивана Фёдорова, XVI в.
  • «Древо познания» Раймунда Луллия, XVI в.

Печатная машинка

Снова нет подвижности литер, но переносы можно расставлять вручную.

При одинаковых пробелах имеем рваный правый край. Однако, при подготовке «самиздатовских» книг на печатной машинке многие пытались выравнивать правый край засчёт удвоения межсловных пробелов (множество примеров см. в библиотеке Мошкова). На мой взгляд, выглядит не ахти, особенно если учесть, что избавиться от «дорожек» и «лесенок» из пробелов внутри абзаца при такой вёрстке достаточно сложно.

  • Текст рассказа «None Sing So Wildly» американского писателя Джеймса Джонса
  • Текст повести «The Devil’s Dream» Ли Маршалл Смит
  • «Свет угасшей звезды» Александра Бушкова

Современные текстовые процессоры

Пытаются автоматически имитировать типографский процесс. Есть подвижность литер и возможность как автоматической расстановки переносов, так и ручной. Как ни удивительно, но даже в MS Word можно добиться приличного вида блока текста, выключенного по ширине, если в тексте расставить переносы.

Без переносов текст ужасен.

Браузеры

Первый в истории тип носителя, имеющий подвижность литер, но не имеющий возможности расстановки переносов. Помимо этого, строка может иметь практически любую ширину (ведь хорошие дизайнеры предусматривают возможное изменение размера шрифта пользователем!). Теперь, чтобы совместить равномерность пробелов и выравнивание по ширине, браузеры практически должны стать интерактивными текстовыми процессорами: либо автоматически расставляя переносы в реальном времени на произвольных объёмах текста, либо адекватно обрабатывая «мягкие переносы» ­ так же в реальном времени.

До тех пор, пока этого не произошло, в плане типографики браузер недалеко ушёл от печатной машинки. Осознавая как этот факт, так и тот факт, что в недалёком будущем технологии разовьются до нормальной обработки переносов, дизайнер должен временно отказаться от CSS-конструкции «text-align: justify;». Надеюсь, что от кода вида «p align=»justify»» вы уже давно отказались, потому что он является не рекомендуемым (deprecated) в HTML 4. 01 и может в следующих версиях стандарта перейти в разряд «устаревшего» (obsolete).

Выравнивание или выключка текста

Текст может быть выровнен по одному или по обоим краям (отступам) текстового фрейма. Текст считается выключенным, если он выровнен с обеих сторон. Можно выбрать выравнивание всего текста в абзаце, кроме последней строки («Выключка по левому краю» или «Выключка по правому краю»), либо включая ее («Выключка по формату»). Если последняя строка содержит всего несколько символов, то, возможно, нужно будет применить специальный символ конца материала и создать концевую шпацию.

Результат применения режимов «Выключка по левому краю» (слева) и «Выключка по формату» (справа)

При выключке текста при помощи компоновщика абзацев Adobe, чтобы обеспечить одинаковую плотность текста в абзаце и его визуальную привлекательность, InDesign производит смещение текста. Можно произвести точную подстройку интервалов в выключенном тексте.

При размещении текста по центру или выключке текста в сетке фрейма текст больше не будет выравниваться точно по сетке. Можно также задать выравнивание для всех абзацев в сетке фрейма.

Если требуется выравнивание левого края текста по левому краю, а правого — по правому, установите точку ввода в том месте, где нужно выровнять текст по правому краю, нажмите клавишу «Tab», затем выровняйте по правому краю оставшийся текст строки.

Выравнивание абзацев по сетке из базовых линий

Сетка из базовых линий представляет интерлиньяж основного текста документа. Это значение может быть кратно изменено для всех элементов страницы, чтобы гарантировать, что текст всегда будет выровнен по столбцам и страницам. Например, если основной текст в документе имеет интерлиньяж 12 пунктов, то для текста заголовка можно задать интерлиньяж в 18 пунктов и добавить отступ 6 пунктов перед абзацами, которые находятся перед заголовком.

Использование сетки из базовых линий гарантирует единообразие размещения текстовых элементов на странице. Она позволяет настроить интерлиньяж абзаца таким образом, чтобы его базовая линия была гарантированно выровнена по основной сетке страницы. Этот метод можно использовать в том случае, если базовые линии текста находятся в нескольких столбцах, а также при выравнивании смежных текстовых фреймов. Параметры сетки из базовых линий изменяются в разделе «Сетка и направляющие» диалогового окна «Установки».

Можно выровнять по сетке из базовых линий только первую строку абзаца, что позволит остальным строкам сохранить ранее заданные значения интерлиньяжа.

Для просмотра сетки из базовых линий выберите меню «Вид» > «Сетка и направляющие» > «Показать базовую сетку».

Сетка из базовых линий отображается на экране только в том случае, если масштаб документа больше минимального масштаба отображения линий, заданного в разделе установок «Сетка и направляющие». Для их отображения может потребоваться увеличение масштаба отображения.

Чтобы гарантировать сохранение интерлиньяжа текста, задайте интерлиньяж сетки из базовых линий равным значению интерлиньяжа текста или кратным ему.

Создание сбалансированного текста заголовка

Можно распределить неравномерно выровненный текст по нескольким строкам. Эту функцию особенно удобно использовать для многострочных заголовков, врезов и центрированных абзацев.

Вид до и после применения к заголовку параметра «Сбалансировать невыключенные строки»

Эта функция будет работать только в том случае, если выбран компоновщик абзацев Adobe.

Создание абзацев, объединяющих или разделяющих колонки

Вы можете сделать в текстовом фрейме перекрывающие несколько колонок абзацы, чтобы создать эффект расширенного заголовка. Можно указать, будет ли этот абзац охватывать все колонки или определенное количество колонок. Когда абзац охватывает несколько колонок в текстовом фрейме, состоящем из нескольких колонок, любой текст, предшествующий этому абзацу, становится сбалансированным.

Можно также разделить абзац на несколько колонок в пределах одного текстового фрейма.

Абзац, охватывающий несколько колонок, и разделение абзаца на колонки

Заголовок, охватывающий несколько колонок B. Разделение абзаца на колонки

Растягивание абзаца на колонки

Можно выровнять или распределить строки текста внутри фрейма вдоль его вертикальной оси, чтобы добиться вертикальной однородности текста внутри фреймов и столбцов.

Можно выровнять текст по верхнему краю, по центру или по нижнему краю фрейма, используя любые значения интерлиньяжа абзаца и интервалов между абзацами. Можно также произвести выключку текста по вертикали, при которой строки распределены равномерно без учета интерлиньяжа и интервалов между абзацами.

Выключка по вертикали — по нижнему краю (слева) и по формату (справа)

Вертикальное выравнивание и выключка текста рассчитываются по положениям базовых линий всех строк текста внутри фрейма. При настройке вертикального выравнивания учтите следующие моменты.

  • Верхний край фрейма определяется в качестве базовой линии первой строки текста, выравниваемого по верхнему краю. Это значение определяется параметром «Отклонение базовой линии первой строки» в диалоговом окне «Параметры текстового фрейма».
  • Нижний край фрейма определяется в качестве базовой линии последней строки текста, выравниваемого по нижнему краю. Текст сносок не выравнивается.
  • При применении параметра «Выровнять по базовым линиям» к абзацам с выравниванием по верхнему краю, по центру или по нижнему краю все строки будут выровнены по сетке из базовых линий. При использовании параметра «С выключкой» по сетке из базовых линий будут выровнены только первая и последняя строки.
  • Если в диалоговом окне «Параметры текстового фрейма» заданы значения «Отступ сверху» или «Отступ снизу» для текстового фрейма, то можно изменить расположение соответственно первой и последней базовой линии.
  • Выделите текстовый фрейм при помощи инструмента «Выделение».
  • При помощи инструмента «Текст»  щелкните в текстовом фрейме.
  • Выберите «Сверху», чтобы выровнять текст вниз от верхнего края фрейма по вертикали (эта настройка используется по умолчанию).
  • Выберите «По центру», чтобы центрировать строки текста внутри фрейма.
  • Выберите «Снизу», чтобы выровнять строки текста вверх от нижнего края фрейма по вертикали.
  • Выберите «Разгонка», чтобы распределить строки текста равномерно по вертикали между верхним и нижним краями фрейма.

Проще всего настроить значение «Максимальный интервал между абзацами». Для этого нужно выбрать функцию «Просмотр» и нажимать кнопку со стрелкой вниз или вверх рядом со значением «Максимальный интервал между абзацами» до тех пор, пока интервал между абзацами не будет сбалансирован с использованием интерлиньяжа.

Обзор палитры «Абзац»

Палитра «Абзац» («Окно» > «Текст» > «Абзац») используется для изменения форматирования колонок и абзацев. Если выделен текст или активен инструмент «Текст», для форматирования абзацев также можно использовать параметры на панели «Управление».

Видеоролик с инструкциями по работе со стилями символов и абзацев см. по адресу www. adobe. com/go/vid0047.

Палитра «Абзац» (показаны все параметры)

Выравнивание и выключка B. Отступ слева C. Отступ слева для первой строки D. Отбивка перед абзацем E. Расстановка переносов F. Отступ справа G. Отбивка после абзаца

Шрифт B. Стиль шрифта C. Размер шрифта D. Выравнивание по левому краю E. Выравнивание по центру F. Выравнивание по правому краю

По умолчанию в палитре «Абзац» видны только наиболее часто используемые параметры. Чтобы вывести все параметры, выберите в меню палитры команду «Показать параметры». Также можно щелкать двойной треугольник на вкладке палитры, чтобы циклически переходить от одного размера отображения к другому.

Выравнивание текста

Текст в области и текст по контуру можно выровнять по одному или обоим краям контура текста.

Выключка — это выравнивание текста по обоим краям. Выключку можно применить ко всему тексту в абзаце, включая или исключая последнюю строку.

Настройка межсловного и межбуквенного интервала в выровненном тексте

Приложения Adobe позволяют производить точную настройку интервалов между словами и буквами, а также масштабирование символов. Настройка интервалов особенно полезна для выровненного текста, хотя они настраиваются и для невыровненного текста.

Отступы текста

Отступ — это пространство между текстом и границей текстового объекта. Отступы действуют только для выделенных абзацев, поэтому для разных абзацев легко можно задать разные отступы.

Отступы можно задавать с помощью палитр «Табуляция», «Абзац» и панели «Управление». При работе с текстом также можно вводить отступы с помощью табуляторов или изменения отступов для текстового объекта.

Работая с текстом на японском, для установки отступа первой строки вместо палитры «Абзац» можно использовать параметр «модзикуми». Если отступ первой строки задан в палитре «Абзац» и для отступа первой строки задан параметр «модзикуми», общий отступ составляет сумму двух значений.

Установка отступов в палитре «Абзац»

  • Чтобы задать отступ размером в 1 пику для всего абзаца, введите значение 1p в поле «Отступ слева» .
  • Чтобы задать отступ размером в 1 пику только для первой строки абзаца, введите значение 1p в поле «Отступ слева для первой строки» .
  • Чтобы создать висячий отступ в 1 пику, введите положительное значение (например, 1p) в поле «Отступ слева» и отрицательное (например, 1p) в поле «Отступ слева для первой строки».

Установка отступа с помощью палитры «Табуляция»

  • Чтобы сделать отступ для первой строки текста, перетащите верхний маркер. Чтобы сделать отступ для всего текста, кроме первой строки, перетащите нижний маркер. Чтобы переместить оба маркера и установить отступ для всего абзаца, перетащите нижний маркер с нажатой клавишей «Ctrl» (в Windows) или «Command» (в Mac OS).
  • Чтобы создать отступ для первой строки текста, выберите верхний маркер и введите значение отступа по оси Х. Чтобы переместить весь абзац, кроме первой строки, выберите нижний маркер и введите значение в поле Х.

Создание висячего отступа

При создании висячего отступа делается отступ всех строк абзаца, кроме первой. Висячие отступы особенно полезно использовать, когда в начало абзаца требуется добавить графику или нужно создать маркированный список.

Текст без отступа (слева) и с висячим отступом (справа)

  • В палитре «Абзац» введите отрицательное значение отступа слева для первой строки абзаца .
  • В палитре «Табуляция» перетащите верхний маркер влево или нижний маркер вправо.

Настройка интервалов между абзацами

Висячая пунктуация делает края текста более ровными за счет переноса символов пунктуации за поля абзаца.

Абзац без висячей пунктуации (слева) и абзац с висячей пунктуацией (справа)

Для висячей пунктуации в Illustrator есть следующие параметры.

Управляет выравниванием символов пунктуации для выделенного абзаца. Если «Висячая пунктуация» включена, следующие символы на 100 % находятся за полями: одинарные кавычки, двойные кавычки, дефисы, точки и запятые; следующие символы на 50 % находятся за полями: звездочки, тильды, многоточия, короткие и длинные тире, двоеточия, точки с запятой. Чтобы применить этот параметр, установите курсор в абзаце и выберите команду «Висячая пунктуация» в меню палитры «Абзац».

Визуальное выравнивание полей

Управляет выравниванием символов пунктуации для всех абзацев в текстовом объекте. Если «Визуальное выравнивание полей» включено, латинские символы пунктуации, а также края букв (например, W и А) выступают за поля текста, чтобы текст выглядел ровно. Для применения этого параметра выделите текстовый объект и выберите команду «Текст» > «Визуальное выравнивание полей».

Управляет выравниванием двухбайтных символов пунктуации (в китайских, японских и корейских шрифтах). На эти символы пунктуации не влияют параметры «Висячая пунктуация» и «Визуальное выравнивание полей».

Помните, что размер полей, за которые выступает висячая пунктуация, определяется выравниванием абзаца. Для абзацев с выравниванием по левому и правому краю символы пунктуации «висят» слева и справа, соответственно. Для абзацев с выравниванием по верхней и нижней границе знаки пунктуации «висят» сверху и снизу соответственно. Для абзацев с выравниванием по центру и выключкой символы пунктуации «висят» с обеих сторон.

Примечание. Если за символом пунктуации следуют кавычки, оба символа будут висячими.

Оцените статью
Devaisov.ru - интернет-журнал о технике и программах
Добавить комментарий